Пульпит, пародонтоз, пародонтит, периодонтит – в чем принципиальные отличия?

Анонс: Действующие классификации болезней в России и «новая» классификация от Американской академии пародонтологии и Европейской федерации пародонтологии 2018 года. Пульпит, пародонтоз, пародонтит, периодонтит – в чем принципиальные отличия?

Прежде всего следует знать, что с 01.01.2022 согласно распоряжению Правительства РФ № 2900-р от 15.10. 2021, в России начался переход на МКБ-11 (Международная классификация болезней 11-го пересмотра) и пока запланировано, что процесс будет проходить в 4 этапа и завершится не ранее 2024 года (а по планам ВОЗ – в срок до 2027).

Т.е. по факту в переходной период будут действовать и МКБ-10, и МКБ-11, но во всяком случае в нашей стране уже наверняка исключены изменения в МКБ, продвигаемые в классификации 2018 года от Американской академии пародонтологии (AAP) и Европейской федерации пародонтологии (EFP), где, например:

Таблица. Классификация заболеваний периодонта и окружающих тканей 2018 года от AAP и EFP.

Пульпит, пародонтоз, пародонтит, периодонтит?

Согласно определению МКБ-11 (в МКБ-10 отсутствует) пульпа (код DA09) – «часть зуба, которая расположена в центре коронковой области под дентином и состоит из соединительной ткани, кровеносных сосудов и нервных окончаний. Периапикальные ткани располагаются в области верхушки корня зуба и окружают его апикальное отверстие».

Справка: упрощенно пульпа - губчатая мягкая ткань с нервными сплетениями, кровеносными сосудами внутри твердой (коронковой, корневой) оболочки зуба, обеспечивающая поставку к «оболочке» питательных веществ, иннервацию, иммунную защиту и регенерацию тканей. «Твердый колпак» играет защитную роль, но это обуславливает и некоторые негативы жизнедеятельности пульпы, поскольку в случае поражения бактериями или при механическом, химическом воздействии, организм реагирует усилением кровотока, расширением кровеносных сосудов и увеличением объема тканей, но из-за прочной оболочки из дентина с эмалью давление в пульпе повышается, что провоцирует процессы деструкции и болевые ощущения.

Аналогично только МКБ-11 формализует и определение пульпита (код DA09.0), как «воспаление тканей пульпы, возникающее в результате раздражающих факторов различной природы, таких как бактериальные, химические или термические, которые прямо или косвенно воздействуют на пульпу зуба». Т.е. пульпит может быть вызван воздействием бактерий, попавших в пульпу при кариесе, травме, препарировании зуба и пр., травматическим повреждением пульпы или химическим влиянии на ткань, причем «подключение» бактерий при механическом или химическом воздействии не исключено.

Хотя в международной и отечественной анатомической терминологии, а также МКБ-10 термин «пародонт» отсутствует, а болезни пародонта в целом привязаны к основному источнику заболевания – пульпе (периодонтиты в кодах К04 по МКБ-10) или десне (пародонтиты в кодах К05 по МКБ-10), в МКБ-11 определено, что болезни пародонта (код DA0C) правомерно отнести «к любому патологическому процессу, затрагивающему десну, альвеолярную кость (альвеолярный отросток), цемент корня зуба и / или периодонт».

Собственно периодонт согласно БАРМС (Большой англо-русский медицинский словарь Акжигитова Р. Г.) - корневая оболочка из соединительной ткани, обеспечивающая фиксацию зуба в альвеоле челюсти с распределением нагрузок на твердые ткани, хотя в случае заболеваний, спровоцированных:

Справка: согласно МКБ-11 болезни десен (код DA0B) в основном определяет гингивит – «воспаление тканей десны без потери клинического (соединительнотканного) прикрепления».

В определениях МКБ-11:

Отдельно следует отметить прогрессивность МКБ-11 в части заболеваний пародонта, поскольку в классификацию включен раздел DA0C.2 «Пародонтоз», определенный, как «заболевание пародонта, возникающее у взрослых пациентов без выявленной системной патологии, характеризуется атрофией тканей пародонта невоспалительного (дегенеративного) характера в области более чем одного зуба».

Т.е. если речь идет о: